Home Спорт для мужчин Каким богам человечество поклонятиметься в будущем?

Каким богам человечество поклонятиметься в будущем?

Каким богам человечество поклонятиметься в будущем?
  • Сумита Пол-Чудхари
  • BBC Future

На протяжении истории религиозные верования людей и их приверженность к определенной церкви постоянно менялись. Какими будут религиозные конфессии будущего?

К Магомета, Иисуса и Будды был Зороастр. Около трех с половиной тысяч лет назад в Иране Бронзового века он говорил о существовании единого верховного Бога.

Через тысячу лет зороастризм, первая в мире большая монотеистическая религия, станет официальной верой могущественной Персидской империи.

Ее храмы огня посещали миллионы поклонников. Через тысячу лет после этого империя распалась, а последователей Зороастра преследовали и обращали в новую веру завоевателей — ислама.

  • Может ли физика доказать существование бога
  • Кто отбил египетским статуям носы? И главное — зачем?

Еще через полторы тысячи лет, сегодня, зороастризм постепенно исчезает, привлекая все меньше верующих.

Мы воспринимаем как должное, что религии рождаются, растут и умирают, но к появлению новых религий относимся с недоверием, презрительно считая их культом.

Когда мы признаем веру, мы считаем ее учение и традиции вневременными и священными. Но когда религия умирает, она превращается в миф, а ее претензии на святую истину больше не имеют значения.

Рассказ о египетских, греческих и скандинавских богов теперь считают легендами, а не святым писанием.

Даже главные современные религии постоянно эволюционировали на протяжении истории. Например, раннее христианство охватывало довольно широкий спектр идей. Древние документы содержат, например, сказания о супружеской жизни Иисуса и свидетельства о благородстве Иуды.

Христианской церкви понадобилось три столетия, чтобы консолидироваться вокруг канона писаний — а затем в 1054 году она распалась на восточную православную и католическую церкви.

С тех пор христианство продолжало расти и расщепляться на все более разрозненные группы — от квакеров , богослужения которых проходит в молчании, в пятидесятников, которые держат змей во время проповедей.

Если вы считаете, что ваша вера пришла окончательной истины, вам сложно представить, что она может измениться. Но история свидетельствует о том, что какими глубокими наши убеждения сегодня, со временем они могут трансформироваться, видоизмениться или вообще исчезнуть.

Если религии так резко менялись в прошлом, что с ними станет в будущем? Может вера в богов и божественные сущности исчезнуть вообще? И если наша цивилизация и ее технологии становятся все более сложными, могут возникнуть совершенно новые формы вероисповедания?

Чтобы ответить на эти вопросы, сначала надо выяснить, как вообще возникла религия.

Почему мы верим

Вольтер отмечал, «если бы Бога не существовало, его надо было бы придумать ». Французский мыслитель XVIII века не одобрял монополии церкви, но был убежден, что вера в Бога необходима для функционирования общества.

Многие современные религиоведов соглашаются с ним. Общая вера служит потребностям общества. Такой подход охватывает самые разные идеи, от «опиума для народа», то есть инструмента власти для управления бедными, концепции, что вера поддерживает абстрактный ум, необходимый для науки и права.

Один из самых популярных аргументов — это социальная сплоченность: религия объединяет общество, которое затем может организовать охотничий отряд, возвести храм или поддержать политическую партию.

Таким образом, любая религия , которой удалось выжить, должна предлагать своим поклонникам ощутимые преимущества.

Христианство, например, было лишь одной из многих религиозных течений, которые появлялись и исчезали во времена Римской империи.

По словам исследователя из Центра мышления и культуры в Бостоне Коннора Вуда, христианство выделилось своим стремлением заботиться о слабых и больных. Таким образом, вспышки болезней пережил больше христиан, чем языческих римлян.

Сначала ислам также привлекал последователей, подчеркивая слово, смирении и благотворительности — чертах, не были присущи бурной Аравии VII века.

Иными словами, форма, которую приобретает религия, зависит от функции, которую она выполняет в обществе. Или, как мог бы сказать Вольтер, различные общества изобретут богам, которых они нуждаются.

Например, общества охотников-собирателей верили, что все предметы — животные, растения или минералы — имеют сверхъестественные свойства (анимизм) и миром управляют сверхъестественные силы (аниматизм), которые надо уважать.

Человеческая мораль не имела существенного значения. Такое мировоззрение имеет смысл для маленьких групп людей, которым не нужны абстрактные кодексы поведения, но которые должны глубоко знать свое окружение. Исключением является синтоизм, древняя анимистическая религия, которую до сих пор широко практикуют в суперсовременной Японии.

С другой стороны — огромные и бурные западные общества, поклоняются единому всемогущему богу, регламентирующего, а иногда и заставляет определенным правилам морали : Яхве, Христос и Аллах.

Психолог Ара Норензаян утверждает, что именно вера в этих «Великих богов» позволила сформировать общества, состоящие из большого количества незнакомцев.

Но сегодня наши общества огромны и многокультурные: сторонники разных конфессий сосуществуют рядом и больше людей, которые вообще не имеют религии.

Мы выполняем законы, принятые правительствами, а не Богом. Секуляризм растет, а инструменты для понимания и формирования мира обеспечивает наука.

Учитывая все это, бытует мнение, что в будущем религии может вообще не быть.

Бог мертв

Мощные интеллектуальные и политические течения продвигали эту мысль с начала XX века. Социологи утверждали, что прогресс науки ведет к «разочарование» общества: сверхъестественные ответы на большие вопросы больше не нужны.

Коммунистические государства, например Советский Союз и Китай, сделали атеизм государственной политикой и запретили любые даже частные проявления религии.

В 1968 году выдающийся социолог Питер Бергер сказал New York Times, что к «XXI век верующих, скорее всего, можно будет встретить только в небольших сектах, которые тщетно пытаются противостоять мировой светской культуре».

  • Йога вместо бога. Почему иранцы рискуют жизнью и отказываются от ислама
  • Смерть: чувствуем мы эйфорию в последний момент жизни?
  • Религиозный инстинкт. Есть вера в бога неизбежным следствием эволюции?

Хотя сам Бергер от своих слов впоследствии отказался, в многочисленных опросах в разных странах мира все больше людей заявляют, что не верят в бога.

Это наиболее заметно в богатых и стабильных странах, как Швеция и Япония, но также, что более удивительно, и в Латинской Америке и арабском мире.

Несмотря на это, религия не исчезает в мировом масштабе — по крайней мере с точки зрения численности. В 2015 году исследовательский центр Pew смоделировал будущее великих мировых религий на основе демографии, миграции и обращения.

Модель показывает далеко не упадок, а наоборот рост верующих — с 84% мирового населения сегодня до 87% в 2050 году. Количество мусульман увеличится соответственно к христианам, а вот число тех, кто не относит себя ни к одной религии, несколько уменьшится.

Модель Pew предполагает «секуляризацию Запада и быстрый рост веры в остальном мире».

Религиозность и дальше будет увеличиваться в экономически и социально незащищенных странах, например большая часть Африки к югу от Сахары, и падать в более стабильных обществах.

Это согласуется с известными нам психологическими и неврологическими предпосылками веры. Когда жизнь трудна или происходит стихийное бедствие, вера дает психологическую (а иногда и практическую) поддержку.

Новозеландцы, пострадавших от землетрясения 2011 года в Крайстчерче, стали более религиозными, чем их соотечественники.

К тому же, следует с осторожностью трактовать понятие «не религиозный». Оно может свидетельствовать, что человек не интересуется принадлежностью к церкви, но это не значит, что она является убежденным атеистом.

В 1994 году социолог Грейс Дэви классифицировала людей по принадлежности к религиозной группы и верой в бога. Она выделила следующие четыре группы: традиционные верующие (принадлежат к церкви и верят в бога), убежденные атеисты (не принадлежат и не верят) и те, кто принадлежит к церкви, но не верит. Это могут быть родители, которые посещают церковь, чтобы получить место для своего ребенка в школе при церкви.

И, наконец, есть те, кто в то верит, но не принадлежит ни к одной конфессии.

  • Религия , которая сформировала западную цивилизацию
  • Известный физик утверждает, что время течет в двух направлениях. Как эта идея меняет взгляд на Вселенную

Как показывают исследования, около трех четвертей атеистов и девять из 10 агностиков не отрицают существование сверхъестественных явлений, от астрологии до сверхъестественных существ и жизни после смерти. И следовательно, существует огромное разнообразие тех, кто утверждает, что не верит в бога.

Возвращение старых богов

Исследователи замечают, что люди отворачиваются от организованной религии, которая делает акцент на устойчивом порядке вещей, и обращаются к практикам, которые больше соответствуют их собственным потребностям.

В бедных обществах люди могут просить у бога благосостояния или стабильной работы.

«Евангелие процветания» является основным нескольких мегацерквей Америки, к которым относятся преимущественно экономически незащищенные общины.

Но если основные потребности удовлетворены, человек скорее будет искать реализации и смысла. Традиционная религия не может достичь этого, прежде всего если ее доктрина противоречит моральным убеждениям, например, — гендерному равенству.

Такие саморегулируемые религии часто базируются на синкретизм, подходе, сочетающий традиции и практики различных культур. Многие религии имеют синкретические элементы, однако со временем они ассимилируются.

Например, Рождество и Пасху имеют архаичные языческие элементы, а повседневные практики китайцев объединяют буддизм Махаяны, даосизм и конфуцианство.

Смешивание традиций легче увидеть в относительно молодых религиях, например вуду или растафарианство.

Как считает автор книги «Духовная революция» (2005) Линда Вудхед, религии, которые могут возникнуть из современного хаоса, будут иметь более глубокие корни.

В Европе ощущается возрождение интереса к язычеству. Языческие божества больше напоминают абстрактные силы, чем антропоморфных богов. Это позволяет людям сосредоточиться на важных для них вопросах, не углубляясь в веру в сверхъестественных существ.

Например, в Исландии небольшая, но быстрорастущая религиозная группа Асатру нет никакой доктрины, кроме несколько архаичных празднований древнескандинавских обычаев и мифологии. Но группа активно занимается социальными и экологическими проблемами.

Похожие течения существуют по всей Европе, например, друиды в Великобритании.

Сейчас это — нишевые мероприятия, которые больше напоминают игру в символизм, чем истинные духовные практики. Но со временем они могут перерасти в более последовательные системы верований.

Хотя крупные мировые религии, вероятно, будут сохраняться и развиваться в ближайшем будущем, мы можем увидеть среди них расцвет относительно небольших религиозных течений.

Но если Большие Боги и вера в них является ключом к социальной сплоченности, что произойдет без них?

Нация под властью Мамон и

Развитая экономика, эффективное правительство, хорошее образование и эффективное верховенство права могут гарантировать, что мы будем счастливо жить и без каких-либо религиозных институтов. Некоторым атеистическим обществам действительно удалось достичь безопасности и гармонии.

Однако, могут ли они позволить себе быть нерелигиозными, так как имеют сильные светские институты или это собственно что светскую жизнь и помогло им достичь социальной стабильности.

религиоведы утверждают, что все светские учреждения имеют религиозные корни: правовые системы, например, кодифицированы представления о справедливости на основе социальных норм, установленных религиями.

По мнению Коннора Вуда, сочетание рыночного капитализма и демократии на Западе в корне изменило социальную среду, в котором эволюционировали мировые религии, и в определенной степени вытеснило их.

«Я не называю капитализм религией, но многие его институтов имеют религиозные элементы, как и во всех сферах человеческой институционального жизни, — говорит исследователь. — «Невидимая рука» рынка кажется какой-то сверхъестественной сущности «.

Финансовые биржи, на которых люди проводят крайне ритуальные торговые действия, напоминают храмы поклонения Мамоне, то есть богатству. На самом деле, религии, даже те, что уже не существуют, могут стать чрезвычайно точными метафорами многих неразборчивых рис современной жизни.

Вудхед скептически относится к тому, что христианство или другие мировые религии смогут отвоевать паству, которую они постепенно теряют . Будучи учредителями библиотек и университетов, они больше не являются ключевыми спонсорами интеллектуальной мысли.

Но сегодня существует еще один возможный источник поддержки: интернет.

Онлайн-течения привлекают последователей с немыслимыми в прошлом скоростями. Мантра Кремниевой долины «двигайся быстро и меняй мир» стала очевидной истиной для многих технологов и плутократов.

Движение #MeToo начался как хэштег, который выразил гнев и солидарность, но он также принес реальные изменения в старые социальные нормы.

#MeToo — обычно не религия, а где может что-то более похожее на религию вырасти с интернет-сообщества? И какие новые религиозные формы могут принять эти онлайн-группировки?

Deus ex machina

Несколько лет назад участники онлайн-сообщества «Рационалист», созданной на сайте LessWrong начали обсуждать всемогущую, надинтелектуальну машину . Она имела много свойств божества и несколько злобную характер ветхозаветного бога.

Существо назвали Василиск Роко. Это — недоброжелательный искусственный интеллект, который может наказать всех, кто знал о возможности его появления, но не помог его созданию.

Такие эзотерические верования неоднократно возникали на протяжении истории, но легкость, с которой мы теперь можем строить сообщество вокруг них, является беспрецедентным.

Аргументы Василиска самом деле совсем не новые. Французский математик XVII века Блез Паскаль также предлагал неверующим пройти религиозные обряды на всякий случай, если бог окажется мстительным.

Даже технологические атрибуты не новость. В 1954 году Фредрик Браун написал (очень) короткую новеллу под названием «Ответ». В ней суперкомпьютер, который охватывает всю галактику, спрашивает, есть ли Бог? И получает ответ — теперь есть.

А некоторые, например предприниматель в области искусственного интеллекта Энтони Левандовски, стремится построить супермашин, которая когда-то сможет ответить на все вопросы.

«Обычные религии часто говорят о том, что не поддается измерению, или о том, что вы не можете видеть или контролировать. На этот раз вы сможете поговорить с Богом буквально и знать, что он вас действительно слушает».

Большие данные и «Звездные войны»

Левандовский не один. В своем бестселлере «Homo Deus» Юваль Ной Харари утверждает, что основы современной цивилизации разрушаются перед новой религией, датаизмом. Ключевую роль в ней играет поток информации и большие данные, которые становятся ключевой ценностью современности.

Во время переписи 2001 года по Великобритании почти 400 000 человек назвали своей религией джедаизм, придуманное вероучение из «Звездных войн». Джедаизм стал четвертой по величине религией в стране.

Сначала считали, что такой результат дала шутливая кампания в интернете. Однако и десять лет спустя джедаизм остается в первой десятке религиозных верований британцев. Похоже, это все-таки не было пранком.

Храм ордена джедаев утверждает, что его члены — «реальные люди, которые живут или прожили свою жизнь по принципам джедаизма «- вдохновленные фантастикой, но основаны на реальной жизненной философии.

С таким количеством сторонников джедаизм «должны» признать официальной религией, но чиновники этого не сделали. Они считали, что джедаизм не соответствует традиционным канонам религии.

Однако так же было и с саентологией, которую в Британии много лет запрещали отнести к религиозным течениям, потому что она не имела Верховного Существа. А как же тогда быть с буддизмом?

Признание религии действительно сложным вопросом во всем мире, потому что даже в академических кругах не существует общего определения религии.

Например, коммунистический Вьетнам официально атеистической страной, однако скептики утверждают, что официальные опросы не охватывают огромную часть населения, исповедующего народную религию.

С другой стороны, официальное признание Асатру, исландской языческой веры, означало, что она имела право на «налог за веру». І тепер Асатру будують перший майже за 1000 років язичницький храм в країні.

Утім, для багатьох нових релігійних течій офіційний статус не має значення, якщо ви можете завоювати тисячі або навіть мільйони послідовників.

Згадаймо «Свідків кліматології», молоду «релігію», яка проповідує боротьбу зі змінами клімату.

Її засновниця Оля Ірзак десятиліттями працювала над розробкою інженерних рішень, щоб протидіяти змінам клімату. Але згодом зрозуміла, що справжня проблема полягає не у пошуку технічних рішень, а в завоюванні соціальної підтримки для них.

«Яка соціальна конструкція організовує людей навколо спільної моралі? — запитує вона. — Найкращий варіант — це релігія».

Три роки тому Ірзак з друзями взялася за її створення. Бог їм був особливо не потрібен, але вони почали проводити регулярні «богослужіння» з проповідями, які прославляють природу та просвіщають з питань екології.

Свідки кліматології також мають свої ритуали.

Наприклад, святкують Зворотне Різдво, коли ялинку треба не зрубати, а посадити. У День пам’яті льодовиків вони спостерігають, як брили льоду тануть на сонці Каліфорнії.

  • Чи зникне колись релігія?
  • Який вигляд насправді мав Ісус Христос?
  • Справжній Святий Грааль нарешті знайдено?

Легковажність цих ритуалів допомагає новачкам подолати незручність, але основний задум Ірзак — досить серйозний.

Нещодавно Свідки додали ще один ритуал до своїх традицій. Це — церемонія очищення, яку на Близькому Сході та у Центральній Азії проводять перед весняним рівноденням. У вогонь кидають щось небажане — записку або реальний предмет — а потім перестрибують через нього.

Ритуал, метою якого є позбавити світ від екологічних проблем, став популярним доповненням до літургії.

І це не дивно, адже ця практика існує вже тисячі років і частково походить від традицій зороастрійців.

Трансгуманізм, джедаїзм, свідки кліматології та безліч інших нових релігійних течій, здається, ніколи не наберуть мільйони прихильників.

Але те саме можна було сказати й про маленькі групки вірян, які збиралися навколо священного полум’я у стародавньому Ірані три тисячоліття тому і чия нова віра переросла в одну з найбільших, наймогутніших і найтриваліших релігій, які коли-небудь бачив світ… і яка все ще надихає людей сьогодні.

Можливо, релігії насправді ніколи й не вмирають. Можливо, релігії, які сповідує сьогоднішній світ, менш довговічні, ніж ми думаємо. Можливо, наступна велика віра лише зароджується.

Прочитати оригінал цієї статті англійською мовою ви можете на сайті BBC Future.

Хочете поділитися з нами своїми життєвими історіями? Напишите о себе на адрес questions.ukrainian@bbc.co.uk, и наши журналисты с вами свяжутся.

Хотите получать главное в мессенджер? Подписывайтесь на наш

По материалам BBC sport

Leave a Reply

Your email address will not be published.