- Арва Гейдер
- BBC Culture
Награждена «Оскаром» анимационная лента популяризирует жанр японского аниме во всем мире и не теряет своей актуальности по сей день.
«Унесенные призраками» — полнометражный анимационный фильм-аниме японского режиссера Хаяо Миядзаки 2001 года, получивший «Оскара».
Вместе с 10-летней Чихиро, главной героиней мультика, зритель попадает в заколдованный мир духов, ведьм и сверхъестественных сил.
Во время переезда в новый дом родители девочки заблудились в таинственном лесу.
Пока Чихиро исследует окрестности, ее мать и отец под действием колдовских чар превращаются в свиней. Чтобы спасти их, девочка отправляется в странный город, который в сумерках заполняют причудливые создания.
«Унесенные призраками», конечно, не первая японская анимация, которая получила всемирную славу. В 1961 году в американский прокат вышли «Волшебный мальчик» и «Сказка о белой змее» токийской студии Toei Animation.
- Хаяо Миядзаки исполнилось 80 лет. Он создал удивительный анимационный вселенная
- Семь японских слов, которые могут изменить вашу жизнь
Цели поколение детей во всем мире выросли на сериалах-аниме, от научно-фантастической «Команды ученых-ниндзя» Гатчаман «в покемонов.
Выход на экраны антиутопии» Акира «(1988) режиссера Кацухиро Отомо восстановил массовый интерес к аниме.
Впрочем, мало какому фильма этого жанра удавалось оставаться на пике популярности в течение нескольких десятилетий, как это произошло с «Унесенные призраками».
Его магия, очевидно, состоит из внимания к тем экологии и сверхъестественных сил, а также чрезвычайной человечности и теплоты, присущей работам Миядзаки, которые и сегодня находят живой отклик в сердцах зрителей.
Само название студии Хаяо Миядзаки «Гибли» связана с силами природы. Слово «Гибли» итальянско арабской происхождения и означает «горячий пустынный ветер».
по словам писателя и специалиста по японского аниме Джонатана Клементса, получение «Унесенные призраками» «Оскару» пробудило интерес киноиндустрии, которая «годами пренебрегала японской анимацией».
в конце концов кинокомпании начали покупать права на показ японских аниме, а студия» Дисней «укрепила свое дистрибьюторской партнерство с» Гибли «, которое она подписала несколькими годами ранее.
Все это способствовало популярности фильмам-аниме за пределами их родины.
«Унесенные призраками» продолжают тему вмешательства человека в природу, к которой Миядзаки возвращается во многих своих фильмах.
Природа у него наделена внутренней магией, тогда как человек он часто изображает безжалостными и жадными до наживы.
«Для Миядзаки тема экологии также тесно связана с правом детей оставаться детьми, становится все сложнее в современном мире. Об этом говорится в мультфильме 1988 года» Мой сосед Тоторо «и в» Унесенных призраками «.
Чихиро хочет быть просто нормальной девочкой, но больше не знает, что это означает, глядя, как ее родители поддаются искушению и жадности.
в синтоистских традициях Миядзаки изображает природу как царство духов. А дети в его фильмах гораздо мудрее взрослых.
Такими они изображены в его дебютном фильме 1978 «Будущий мальчик Конан», в экранизации манги «Навсикая из Долины Ветров» (1984) и «Принцессе Мононоке» (1997).
Сам Миядзаки не всегда оптимистично высказывался о будущем Земли. в интервью » ю The New Yorker 2005 года он заявил: «Наш мир может внезапно оказаться под водой и человечество исчезнет! Один эксперт сказал мне, что если мы не сократим массовое потребление, у нас останется не более 50 лет «.
« Я надеюсь, что проживу еще 30 лет и увижу, как море поглотит Токио, а Манхэттен окажется под водой … Деньги и человеческие прихоти больше не будут иметь значения, и дикая природа в конце концов победит «.
Впрочем, как мы видим в его фильмах, надежда позитивные преобразования всегда есть, а его» злодеи «зачастую не так однозначны.
В «Унесенных привидениями» Чихиро заводит дружбу с таинственным «мальчиком-драконом», устраивается на работу в ведьмы Юбабы, которая крадет ее имя и личность.
В одной из ключевых сцен Чихиро помогает искупаться неуклюжем «вонючем духа». Он оказывается священным речным духом, который пострадал от загрязнения.
Чихиро — единственная, кто относится к нему с сочувствием.
Миядзаки вспоминал, как в детстве помогал очистить местную реку от мусора, среди которого был даже старый велосипед. Его поразило, как воды реки вновь стали прозрачными и нетронутыми.
Интересно, что именем другого любимого героя Миядзаки и талисмана студии «Гибли» духа Тоторо назвали фонд охраны окружающей среды, который занимается сохранением природы в японском регионе Саяма-Хиллз.
На уровне глаз ребенка
Очарование «Унесенных призраками» заключается и в невероятной реалистичности деталей. Образ Чихиро вдохновленный детьми, друзьями Миядзаки.
Зритель ассоциирует себя с главной героиней даже в самых фантастических обстоятельствах, она также помогает нам установить связь со странными существами, которые ее окружают, например Безликий или отопитель бани дедушка Камадзи.
В фильмах Миядзаки закодированы целые слои смыслов. Например, «взрослые превращаются в свиней, когда теряют свои мечты и увязают в неважных, материальных вещах, считая, что у них и есть смысл жизни», — объясняет Клементс.
Частично заложены смыслы теряются в переводе. В сцене, когда Чихиро с родителями бродит по улицам заброшенного города, жуткое ощущение создают вывески магазинов. Здесь оптика, а «магазин глазных яблок», не мясо, а «свежие». Японского зрителя этот город начинает пугать еще до наступления сумерек.
«Когда я спросил японцев, именно их пугает, никто не мог ответить. Но когда мы начали рассматривать кадр за кадром, они вдруг поняли, что задний план содержит немало подсознательных намеков, которые даже носитель языка может не сразу понять », — объясняет Клементс.
«Камера снимает снизу, как это взгляд ребенка. Взрослые возвышаются над зрителями, мы можем за них скрыться. В аниме такой принцип съемки применяют очень редко. В мультфильмах обычно весь мир на одном уровне с глазами ребенка. Миядзаки нарушает этот принцип «.
Когда я впервые увидела «Унесенных призраками», я уже была взрослой, но просматривая фильм недавно, я вдруг почувствовала себя маленькой и беспомощной — как Чихиро в хаотичном мире духов.
Миядзаки создает ощущение напряжения с помощью «преднамеренной пустоты», как он объяснял в интервью американскому кинокритику Роджер Эберт. «Если действие непрерывная, если в ней вообще нет места дыханию, это — суетливость. Но если сделать паузу, то напряжение перерастает в более широкий измерение».
Сегодня «Унесенные призраками» вдохновляют интернет-мемы, например незабываемая серия с американским политиком Берне Сандерсом в маске, который сидит рядом с Чихиро и Безликим в поезде.
По сюжету мультфильма скоро выйдет театральное представление, созданная британским режиссером и сценаристом Джоном Кейрдом.
«Я думаю, что фильмы Миядзаки не только схватили дух времени конца XX века, когда зрители начали осознавать проблемы окружающей среды, но они сохранили свою актуальность и для милениалив, которые живут в мире, который уже разрушен», — говорит доктор Клементс.
- 100 лучших неанглоязычных фильмов по версии BBC
- икигаи — смысл жизни по-японски
- Амаби: японский дух, защищает от эпидемий
«Режиссер другого японского аниме «Дитя погоде» (2019) Макото Синкай метко заметил, «я не могу сделать так, чтобы герой спас мир, ведь реальном мире спасти уже невозможно».
«По его мнению, было бы нечестно показывать юным зрителям, что есть другие варианты, кроме как научиться справляться с тем вредом, который нанесло мира человечество «.
» Я думаю, что фильмы Миядзаки все же более оптимистичны. Он верит, что можно начать хотя бы с того, чтобы посадить дерево, и поощряет других это сделать «, — добавляет Джонатан Клементс.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Culture .
Хотите получать важные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш
По материалам BBC sport
оставьте ответ
Ты должен быть залогинился добавить комментарий.