- Николас Барбер
- BBC Culture
Анимационная лента студии Pixar «Лука» — нежная летняя сказка, будоражит ностальгию по юношеством и летними каникулами, пишет кинокритик BBC Culture.
Пока Италия закрыта для Украинской, новая анимационная лента от студии Pixar и Disney поможет окунуться в ностальгию по солнечным полуостровом.
Действие фильма происходит в маленьком городке на итальянской Ривьере, сельском раю с Траттория, виноградниками и старинными Пьяцца (площадями) с фонтаном в центре.
Dolce vita, сладкая жизнь, есть, очевидно, главной темой этого мультфильма.
Нежная, как итальянское мороженое, история взросления мальчика Луки частично вдохновлена сказкой о Русалочку, а в основном детством режиссера Энрико Касаросы.
«Лука» — его дебют как режиссера, хотя в анимационной индустрии Касароса — ветеран.
В отличие от философских тем «Души» последнего фильма Pixar или мифологичности «Рая и последний дракон» от Disney, «Лука» — это незатейливая сказка о жизни добродушных итальянцев, но ее обаяния сопротивляться невозможно.
- «Унесенные призраками». В чем магия известного произведения Миядзаки, которому уже 20 лет
- 20 самых ожидаемых фильмов 2021
«Лука» обращается не к разуму зрителя, а к его чувствам и вкусовых рецепторов, и от этого ни капли не проигрывает.
Главный герой фильма Лука (озвучил Джейкоб Тремблэ) — обычный мальчик, за исключением того, что у него бледно-зеленая кожа, синие веснушки и длинный хвост, а еще он живет на дне освещенного солнцем океана.
В остальном он и его семья не слишком отличаются от фермеров, проживающих рядом на суше. Сам Лука — пастух, он следит за стадом рыб, блеют под водой.
Так, рыбы блеют и это довольно симпатичная деталь, как и медленные движения предметов под водой, буквально завораживают зрителя.
Сам Луку, однако, влечет мир «наземных монстров», что рыбачат на своих лодках в него над головой. Мать (Майя Рудольф) предостерегает мальчика держаться подальше от этих хищников с гарпунами, но другой мальчик Альберто (Джек Дилан Грейзер) выманивает Луку на пляж.
Альберто — знакомый персонаж в европейском кино: дерзкий одиночка, шатается миром без ботинок , обязанностей и семейных связей, сбивает главного героя с правильного пути.
Есть только одна проблема — Альберто и Лука — морские чудовища, однако в кино такие препятствия преодолеваются мгновенно. Оказывается, что когда морские существа высыхают, в них исчезает хвост и они становятся обычными людьми, надо только избегать случайного попадания воды.
Лука учится ходить на ногах — замечательный комедийный этюд — и друзья отправляются на поиски приключений, не вызывая подозрений.
Мечтатель Лука поражен тем, что предлагает мир «наверху». А Касароса с командой изображают его так, как только можно любить свою родную Италию.
Сочная трава, ослепительно голубое небо, пастельные стены домов на склоне холмов со старыми плакатами «Дороги» Фелинни и «Римских каникул». (Действие, возможно, происходит в середине 1950-х, но это не так уж и важно).
Но больше спагетти, мороженое и оперу Луку влечет путешествие по миру на стареньком скутере Vespa.
Нет, фильм, конечно, не развенчивает национальных стереотипов, но потрясающий список итальянских консультантов в титрах свидетельствует, что баланс с клише выдержано.
По крайней мере компания Vespa точно не обиделась, лучшей рекламы их скутеров трудно и представить.
Лука и Альберто выясняют, что получить собственный Vespa можно только в городе Порто Россо (это вдруг не намек на миядзакивський «Порко Россо»?).
Однако это город населен рыбаками, среди которых могут быть и охотники на морских монстров.
Чтобы собрать достаточно денег, им придется одержать победу в местных соревнованиях по детского «троеборья». Они состоят из плавания, езды на велосипеде и поедания спагетти.
Помочь им в этом берется девочка Джулия (Эмма Берман), которая хоть и человек, а чувствует себя так же неловко среди людей, как и ребята.
Здесь сюжет несколько уходит от основной линии и история о мальчике-русалку в мире людей превращается в историю о неудачнике, который должен победить в соревнованиях своей жизни.
Для Pixar характерно втиснуть несколько сюжетов в один мультфильм. Но делают они это всегда волшебно.
- 100 лучших фильмов XXI века
- 100 лучших комедий в истории кино
Сам Лука — также невероятно привлекателен. Симпатичности персонажа добавляет голос Тремблэ и мягкий дизайн в стиле студии Aardman ( «Барашек Шон»). И несмотря на сверхъестественные метаморфозы, его приключения довольно узнаваемы и будоражат ностальгию по беззаботностью юношества и бесконечными летними каникулами.
Фильм Касаросы нарушает и серьезные вопросы воспитания, семьи, храбрости и преодоления страха. Но больше всего «Лука» — это потрясающая ода Италии, лету и наслаждении жизнью.
Смотреть ее — как кайфовать на пляже.
★★★★ ☆
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Culture .
Хотите поделиться с нами своими жизненными историями? Напишите о себе на адрес [email protected], и наши журналисты с вами свяжутся.
Хотите получать главное в мессенджер? Подписывайтесь на наш
По материалам BBC sport
оставьте ответ